Договор помогает обозначить права каждой из сторон. Если его условия не выполняются, то можно рассчитывать на неустойку. Причем при нарушении прав как заказчика, так и исполнителя заказа. В грамотно составленном документе всегда есть соответствующий пункт, который описывает порядок компенсации. Но даже если он неоднозначен или отсутствует, то можно рассчитывать на выплату. В этой статье мы расскажем о порядке требования неустойки, определении ее размера и способа возмещения.
Что такое неустойка?
Неустойка — сумма в виде штрафа или пени, выплачиваемая в случае отказа или нарушения исполнения договора. (статья 330, ГК РФ). По сути она создана, чтобы покрыть возможные убытки пострадавшей стороны. Например, владелец помещения вовремя не передал ключи и арендатору пришлось оплачивать услуги склада для мебели и техники. Доказательство нанесенного ущерба требуется не всегда, однако наличие соответствующего документа может помочь сделать размер выплаты максимальным.
Важно понимать, что неустойка рассчитывается только с той части обязательств, которые не были выполнены. Период задержки исполнения обязательств считается до даты, когда контрагент заявил свое желание получить компенсацию.
Обычно правила расчета неустойки прописываются отдельным пунктом в договоре. Один из часто используемых вариантов: процент от суммы претензии за день просрочки выполнения условий. Он относится к любым нарушениям достигнутых соглашений. Вместе с тем можно прописать санкции и более подробно, что поможет защитить свои права, в том числе через суд. Кроме сроков оказания услуг, ненадлежащего качества товаров и задержки оплаты можно внести пункт о непредставлении сопроводительных документов.
Если по каким-то причинам положение о неустойке не включено в текст договора, то размер компенсации определяется по ключевой ставке ЦБ РФ, действующей в период просрочки. (статьи 332 и 395, ГК РФ). Размер выплаты в этом случае, как правило, значительно меньше. С другой стороны, требование даже небольшой неустойки помогает обозначить твердое намерение взыскать основной долг.
Как потребовать неустойку?
Сначала пострадавшая сторона должна написать и отправить претензию. Это уведомление нарушителя о причине спора, намерении взыскать неустойку и возможного обращения в суд. По закону оно является обязательной частью досудебного урегулирования. Пишется претензия в свободной форме, а отправляется заказным письмом. Можно продублировать копию документа по электронной почте, чтобы быстрее уведомить вторую сторону. Важно учитывать исковые сроки подачи претензии по долгу — они составляют 3 года.
Один факт отправки претензии уже может привести к разрешению конфликта. Например, будет возвращена предоплата за непоставленный товар или оплачен чек на оказанную ранее услугу. Однако это не всегда так. Вторая сторона может отправить официальный ответ на претензию, где изложит свое видение проблемы. Она может предложить альтернативные варианты решения или грамотно обосновать просрочку (форс-мажор). Здесь шанс на мирное урегулирование все еще останется. Предложенная замена может быть выгодной. Однако при наступлении доказанных форс-мажорных обстоятельств взыскать пени увы не получится (статьи 330 и 401, ГК РФ). Если в разумные сроки (с учетом работы почты) ответа не поступило или в нем содержится необоснованный отказ, то стоит обратиться в суд. Для этого собирается пакет документов, оплачивается госпошлина и составляется исковое заявление.
На какую сумму можно рассчитывать?
Если удается договориться мирно, то размер неустойки рассчитывается по договору или с учетом ставки ЦБ. Они не могут быть суммированы. Расчет через ключевую ставку применяется, когда соответствующего пункта в соглашении нет или они не учитывают прав второй стороны. Например, таким образом поставщик товаров или услуг может взыскать пени за работу с постоплатой.
В договоре может быть указана точная сумма штрафа либо процент за день просрочки. В первом случае неустойка является фиксированной, во втором — рассчитывается по формуле.
Неустойка по договору = сумма долга х штрафной процент х количество дней просрочки.
Расчет по ставке ЦБ имеет немного другую формулу. Причем важно учитывать, что процентная ставка может меняться в период невыполнения обязательств.
Неустойка на ставке ЦБ = сумма долга х ставка в процентах / количество дней просрочки х количество дней в текущем году.
Когда дело доходит до суда, то есть вероятность снижения ожидаемой суммы. Дело в том, что судья имеет право изменить слишком высокую по его мнению компенсацию (статья 333, ГК РФ). Чаще это касается договоров с большим процентом за несоблюдение условий, а также просрочек со значительным сроком. Со своей стороны пострадавшая сторона может представить документы о понесенных убытках, в связи с несоблюдением пунктов договора. Судья примет их во внимание при оценке величины неустойки.
Как получить компенсацию?
Во время досудебного урегулирования нарушитель договора может самостоятельно перечислить неустойку на указанный пострадавшим счет. Если причину спора можно устранить (поставка товара, оказание услуги) и получатель с этим согласен, то это производится во вновь обозначенные сроки. В противном случае авансы или перечисленные в полном объеме средства должны быть возвращены.
Когда дело доходит до суда, то неустойку можно получить после принятия решения. К ней могут быть добавлены другие денежные требования, а также оплата услуг юриста. Нарушитель может закрыть определенную судом задолженность по своему желанию, в противном случае подключается служба судебных приставов. Чаще всего они получают доступ к информации по банковским счетам компании и автоматически списывают необходимую сумму.
Консалтинговая компания «Простые решения» поможет вам взыскать неустойку в максимально возможном объеме. Мы работаем с юридическими и физическими лицами. Наши юристы подключатся к урегулированию спора на любом этапе, а также проконтролируют исполнении решения суда через приставов. Напишите или позвоните, чтобы получить бесплатную консультацию и быть спокойными за результат.